Родительское собрание на тему
«Особенности подросткового возраста»
Цель:
- помочь родителям понять значение в жизни ребенка физиологических и психологических изменений;
- обратить их внимание на собственное поведение в период полового созревания;
- оказать родителям помощь в преодолении затруднений в общении с детьми – подростками.
Ход собрания
Многие дети, вступая в подростковый возраст, поразительно меняются. Из ласковых, спокойных и послушных вдруг превращаются в “ершистых”, неуправляемых, грубых. Пожалуй, именно грубость сильнее всего ранит и обижает родителей. Но прежде чем бороться с этим злом, давайте разберемся в причинах ее возникновения.
Сегодня хотелось бы обсудить вместе с вами, какие проблемы в общении с детьми у вас возникают, и возникают ли вообще. Какие изменения происходят в детях.
Чем, по-вашему, характеризуется подростковый возраст? Какие изменения происходят в детях? Какие проблемы возникают при общении с детьми? (Родители отвечают на вопросы)
Посмотрим, как психологи характеризуют подростковый возраст, какие проблемы выделяют и каковы способы их решения.
Происходит перестройка подростка на всех уровнях: психологическом, физиологическом, социальном.
В период полового созревания идет бурная перестройка организма, что сопровождается временным нарушением процессов нервной системы и приводит к снижению работоспособности, интереса к учебе, подросток становиться невнимательным, рассеянным. Эмоции подростка подвижны и противоречивы. Повышенная чувствительность, вспыльчивость в мелочах может сочетаться с холодностью, черствостью. Застенчивость легко переходит в развязность или грубость.
Происходит:
- Интенсивное физическое и физиологическое развитие: увеличиваются рост и вес
- Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела: дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими
- Появляются вторичные половые признаки – внешние признаки полового созревания
- Возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса, которые вызывают быструю смену физического состояния и, соответственно, настроения.
Ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать “гормональную бурю”. Подростки как будто все время находятся в состоянии стресса. Многие переживают такие физические изменения.
Резко повышается интерес к своей внешности:
- Ребенок остро переживает все изъяны внешности, действительные и мнимые
- Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба – все расстраивает, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу
- Тяжелые эмоциональные реакции на свою внешность смягчаются при теплых, доверительных отношениях с близкими взрослыми, которые должны проявить и понимание, и тактичность.
Также усиливается развитие самосознания. В подростковом возрасте последовательно появляются две особые формы самосознания: чувство взрослости и “Я-концепция”.
Чувство взрослости — отношение подростка к себе как к взрослому и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком.
Проявляется чувство взрослости.
- В желании, чтобы все – и взрослые, и сверстники – относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому.
- В стремлении к самостоятельности, желании оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства родителей.
- Появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения.
- Появляется моральный “кодекс”, предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками:
- взаимная поддержка,
- помощь в случае нужды,
- уверенность в друге и доверие к нему,
- защита друга в его отсутствие,
- принятие успехов друга,
- эмоциональный комфорт в общении.
Так как подросток во многом непоследователен и противоречив, он часто отступает от этого свода правил, но от друзей ожидает их неукоснительного соблюдения.
Они уже хотят быть самостоятельными, но ещё не все готовы отвечать за свои поступки и анализировать их.
Формируется “Я-концепция” ребенка.
Примерно в 12-13 лет возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания.
Внутренний мир:
- Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты и поступки анализируются им пристрастно
- Подросток хочет понять, какой он на самом деле, и представляет себе, каким он хотел бы быть
- Личностная рефлексия (самоанализ), потребность разобраться в себе самом порождают и исповедальность в общении с ровесниками, и дневники, которые начинают вести именно в этот период, стихи и фантазии.
Реальное Я:
- Представления о собственной внешней привлекательности.
- Представления о своем уме.
- Представления о своих способностях в разных областях.
- Представления о силе характера, общительности, доброте и других качествах.
Идеальное Я.
Идеальное “Я” может сильно отличаться от реального.
- При высоком уровне притязаний.
- При недостаточном осознании своих возможностей.
Разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности.
Когда идеальный образ представляется достижимым, он побуждает к самовоспитанию .
Подростки не только мечтают о том, какими они будут, но и стремятся развивать в себе желательные качества.
У подростка развивается саморегуляция.
Что же нужно делать взрослым, чтобы избежать конфликтов в общении с подростком? Конечно, терпеть хамство собственного ребенка очень трудно. Так и хочется дать грубияну достойный отпор и поставить его на место. Но будет ли от этого прок? Ведь мы, взрослые, прекрасно знаем: всякое обострение отношений лишь подольет масла в огонь. Будьте мудрее, не провоцируйте своего ребенка на грубость. В этом вам помогут следующие правила поведения в ранней ситуации.
Раздается памятка для родителей.
Памятка для родителей:
- Если ребенок сообщил Вам о своих неприятностях, не стоит хвататься за сердце, кричать, плакать и обвинять его. Иначе в следующий раз Ваш ребенок как следует подумает, прежде чем сказать правду. Ведь ему не нужны лишние проблемы, и он не хочет стать причиной Ваших страданий
- Принимайте ребенка таким, какой он есть, ведь он нуждается не в критике, а прежде всего — в понимании и сочувствии.
- Выслушивайте ребенка. Если человек умеет слушать, то видно, что ему интересно, он старается понять, что ему говорят, он старается узнать о чувствах, о взглядах своего ребенка, не вступая с ним в спор.
- Умейте поставить себя на место своего ребенка. Подростку часто кажется, что с теми проблемами, с которыми ему пришлось столкнуться, никто раньше не сталкивался, поэтому относитесь к его проблемам серьезно.
- Рассказывайте своему ребенку о себе. Детям часто трудно представить, что Вы тоже были молодыми. Не бойтесь говорить ребенку о своей молодости, о тех ошибках, которые сами совершали. При этом помните:
- такой разговор — не повод для поучительных историй («когда я был в твоем возрасте…», «если бы мы жили так, как вы сейчас…» и т.д.);
- не делайте из рассказа выводов-наставлений; («учись…», «пока мы живы — добивайся успехов» и т.д.);
- рассказ должен быть «к месту», дабы не зависнуть в пространстве, не найдя понимания.
Старайтесь обнаружить истинную проблему своего ребенка и, не разрушая его собственного решения, попытайтесь помочь преодолеть трудную ситуацию самостоятельно.
- Не предъявляйте ребенку завышенных требований. Идеальных детей не бывает. Иначе он будет рассказывать только то, что хотят услышать родители.
- Старайтесь не унывать, сталкиваясь с проблемой. Глядя на то, как Вы решаете свои проблемы. Ваш ребенок будет учиться не паниковать в трудной ситуации.
- Развивайте здоровое чувство юмора в себе и в своем ребенке. Часто именно юмор спасает нас от стресса.
- Учитесь радоваться своим и чужим победам и учите этому своего ребенка.
- Старайтесь говорить правду своим детям. Если ребенок часто уличает Вас во лжи, с какой стати он сам станет говорить Вам правду?
Посмотрите, какие особенности поведения подростков выделяют психологи:
Психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса». Что же он представляет собой?
Вот его проявления:
- чувствительность к оценке посторонних своей внешности,
- крайняя самонадеянность и безапелляционные суждения в отношении окружающих,
- внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими — с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами — с обожествлением случайных кумиров,
- целеустремленность, настойчивость и импульсивность,
- на все требуют доказательств,
- неустойчивость может смениться апатией, отсутствие стремлений и желаний что-либо делать,
- повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе,
- потребность в общении сменяется желанием уединиться,
- развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью,
- романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью,
- нежность, ласковость бывают на фоне,
- стремятся быть взрослыми, но избегают ответственности,
- выбирают себе кумиров,
- проявляется соревновательный мотив.