«Особенности подросткового возраста».

Родительское собрание на тему

«Особенности подросткового возраста»

Цель:

  • помочь родителям понять значение в жизни ребенка физиологических и психологических изменений;
  • обратить их внимание на собственное поведение в период полового созревания;
  • оказать родителям помощь в преодолении затруднений в общении с детьми – подростками.

Ход собрания

Многие дети, вступая в подростковый возраст, поразительно меняются. Из ласковых, спокойных и послушных вдруг превращаются в “ершистых”, неуправляемых, грубых. Пожалуй, именно грубость сильнее всего ранит и обижает родителей. Но прежде чем бороться с этим злом, давайте разберемся в причинах ее возникновения.

Сегодня хотелось бы обсудить вместе с вами, какие проблемы в общении с детьми у вас возникают, и возникают ли вообще. Какие изменения происходят в детях.

Чем, по-вашему, характеризуется подростковый возраст? Какие изменения происходят в детях? Какие проблемы возникают при общении с детьми? (Родители отвечают на вопросы)

Посмотрим, как психологи характеризуют подростковый возраст, какие проблемы выделяют и каковы способы их решения.

Происходит перестройка подростка на всех уровнях: психологическом, физиологическом, социальном.

В период полового созревания идет бурная перестройка организма, что сопровождается временным нарушением процессов нервной системы и приводит к снижению работоспособности, интереса к учебе, подросток становиться невнимательным, рассеянным. Эмоции подростка подвижны и противоречивы. Повышенная чувствительность, вспыльчивость в мелочах может сочетаться с холодностью, черствостью. Застенчивость легко переходит в развязность или грубость.

Происходит:

  • Интенсивное физическое и физиологическое развитие: увеличиваются рост и вес
  • Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела: дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими
  • Появляются вторичные половые признаки – внешние признаки полового созревания
  • Возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса, которые вызывают быструю смену физического состояния и, соответственно, настроения.

Ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать “гормональную бурю”. Подростки как будто все время находятся в состоянии стресса. Многие переживают такие физические изменения.

Резко повышается интерес к своей внешности:

  • Ребенок остро переживает все изъяны внешности, действительные и мнимые
  • Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба – все расстраивает, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу
  • Тяжелые эмоциональные реакции на свою внешность смягчаются при теплых, доверительных отношениях с близкими взрослыми, которые должны проявить и понимание, и тактичность.

Также усиливается развитие самосознания. В подростковом возрасте последовательно появляются две особые формы самосознания: чувство взрослости и “Я-концепция”.

Чувство взрослости — отношение подростка к себе как к взрослому и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком.

Проявляется чувство взрослости.

  • В желании, чтобы все – и взрослые, и сверстники – относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому.
  • В стремлении к самостоятельности, желании оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства родителей.
  • Появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения.
  • Появляется моральный “кодекс”, предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками:
  • взаимная поддержка,
  • помощь в случае нужды,
  • уверенность в друге и доверие к нему,
  • защита друга в его отсутствие,
  • принятие успехов друга,
  • эмоциональный комфорт в общении.

Так как подросток во многом непоследователен и противоречив, он часто отступает от этого свода правил, но от друзей ожидает их неукоснительного соблюдения.

Они уже хотят быть самостоятельными, но ещё не все готовы отвечать за свои поступки и анализировать их.

Формируется “Я-концепция” ребенка.

Примерно в 12-13 лет возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания.

Внутренний мир:

  • Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты и поступки анализируются им пристрастно
  • Подросток хочет понять, какой он на самом деле, и представляет себе, каким он хотел бы быть
  • Личностная рефлексия (самоанализ), потребность разобраться в себе самом порождают и исповедальность в общении с ровесниками, и дневники, которые начинают вести именно в этот период, стихи и фантазии.

Реальное Я:

  • Представления о собственной внешней привлекательности.
  • Представления о своем уме.
  • Представления о своих способностях в разных областях.
  • Представления о силе характера, общительности, доброте и других качествах.

Идеальное Я.

Идеальное “Я” может сильно отличаться от реального.

  • При высоком уровне притязаний.
  • При недостаточном осознании своих возможностей.

Разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности.

Когда идеальный образ представляется достижимым, он побуждает к самовоспитанию .

Подростки не только мечтают о том, какими они будут, но и стремятся развивать в себе желательные качества.

У подростка развивается саморегуляция.

Что же нужно делать взрослым, чтобы избежать конфликтов в общении с подростком? Конечно, терпеть хамство собственного ребенка очень трудно. Так и хочется дать грубияну достойный отпор и поставить его на место. Но будет ли от этого прок? Ведь мы, взрослые, прекрасно знаем: всякое обострение отношений лишь подольет масла в огонь. Будьте мудрее, не провоцируйте своего ребенка на грубость. В этом вам помогут следующие правила поведения в ранней ситуации.

Раздается памятка для родителей.

Памятка для родителей:

  1. Если ребенок сообщил Вам о своих неприятностях, не стоит хвататься за сердце, кричать, плакать и обвинять его. Иначе в следующий раз Ваш ребенок как следует подумает, прежде чем сказать правду. Ведь ему не нужны лишние проблемы, и он не хочет стать причиной Ваших страданий
  2. Принимайте ребенка таким, какой он есть, ведь он нуждается не в критике, а прежде всего — в понимании и сочувствии.
  3. Выслушивайте ребенка. Если человек умеет слушать, то видно, что ему интересно, он старается понять, что ему говорят, он старается узнать о чувствах, о взглядах своего ребенка, не вступая с ним в спор.
  4. Умейте поставить себя на место своего ребенка. Подростку часто кажется, что с теми проблемами, с которыми ему пришлось столкнуться, никто раньше не сталкивался, поэтому относитесь к его проблемам серьезно.
  5. Рассказывайте своему ребенку о себе. Детям часто трудно представить, что Вы тоже были молодыми. Не бойтесь говорить ребенку о своей молодости, о тех ошибках, которые сами совершали. При этом помните:
  • такой разговор — не повод для поучительных историй («когда я был в твоем возрасте…», «если бы мы жили так, как вы сейчас…» и т.д.);
  • не делайте из рассказа выводов-наставлений; («учись…», «пока мы живы — добивайся успехов» и т.д.);
  • рассказ должен быть «к месту», дабы не зависнуть в пространстве, не найдя понимания.

Старайтесь обнаружить истинную проблему своего ребенка и, не разрушая его собственного решения, попытайтесь помочь преодолеть трудную ситуацию самостоятельно.

  1. Не предъявляйте ребенку завышенных требований. Идеальных детей не бывает. Иначе он будет рассказывать только то, что хотят услышать родители.
  2. Старайтесь не унывать, сталкиваясь с проблемой. Глядя на то, как Вы решаете свои проблемы. Ваш ребенок будет учиться не паниковать  в трудной ситуации.
  3. Развивайте здоровое чувство юмора в себе и в своем ребенке. Часто именно юмор спасает нас от стресса.
  4. Учитесь радоваться своим и чужим победам и учите этому своего ребенка.
  5. Старайтесь говорить правду своим детям. Если ребенок часто уличает Вас во лжи, с какой стати он сам станет говорить Вам правду?

Посмотрите, какие особенности поведения подростков выделяют психологи:

Психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса». Что же он представляет собой?

Вот его проявления:

  • чувствительность к оценке посторонних своей внешности,
  • крайняя самонадеянность и безапелляционные суждения в отношении окружающих,
  • внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими — с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами — с обожествлением случайных кумиров,
  • целеустремленность, настойчивость и импульсивность,
  • на все требуют доказательств,
  • неустойчивость может смениться апатией, отсутствие стремлений и желаний что-либо делать,
  • повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе,
  • потребность в общении сменяется желанием уединиться,
  • развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью,
  • романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью,
  • нежность, ласковость бывают на фоне,
  • стремятся быть взрослыми, но избегают ответственности,
  • выбирают себе кумиров,
  • проявляется соревновательный мотив.

Обсуждение закрыто.