Эссе «Я — учитель»

Не в количестве знаний заключается

образование, но в полном понимании

и в искусном применении всего того,

что знаешь.

Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег

dinastiya

Я хорошо помню свой первый урок — урок рисования. Второклассник Витя нарисовал здание школы, школьный сад, себя и учителя. Я невольно залюбовалась рисунком: маленькая школа, маленький ученик и гигантский учитель с цветами в руках.

«Так не бывает, — говорю я Вите, — чтобы учитель был выше школы, правда ведь, Анна Кузьминична?»

Тогда мне было всего 5 лет, а Анна Кузьминична, моя любимая бабушка – учитель начальных классов. И  это был первый урок, крепко запечатленный детской памятью. С тех пор на традиционный вопрос взрослых: «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?», я неизменно отвечала: «Учителем!» Так  что с полной уверенностью могу заявить, что учить детей я мечтала с раннего детства.

Могла бы передумать, скажете вы? А вот и не могла. Трудно не осуществить мечту детства, когда перед тобой живой пример для подражания – эталон доброты, чуткости и неустанной работы над собой, да не один, а несколько. Мои бабушка, дедушка и мама – учителя. Чижова Анна Кузьминична, Оргчкиев Бадма Бадмаевич – основатели династии учителей Чижовых – Оргчкиевых.

Как бы банально это не звучало, но это правда. Выбрав в 5 лет себе профессию, я упорно отстаивала свое решение и не рассматривала другие варианты  выбора профессии. Вот только долго не могла определиться с предметом преподавания.

Окончив  математический факультет Калмыцкого Государственного университета,  я вернулась уже дипломированным специалистом в Цаганаманскую среднюю школу №1, ставшую мне родной еще с дошкольных времен.

Главным моим вдохновителем была и остается бабушка. На ее примере  я ясно представляла, что такое настоящий труд учителя – труд человека, не имеющего права на плохое настроение, забывающего о своих житейских проблемах.

Я – учитель, а это значит, как сказал Эмиль Золя: «весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше».  Самообразование – путь к успеху, и нужно отдавать себе в этом отчет, ведя других по жизни. Учитель должен стремиться к профессиональному и духовному росту, быть гармонично развитой личностью, только тогда он имеет право называться учителем.

         Я – учитель, и для меня важно умение ценить свое и чужое время. Мои ученики уверены, что лучше «не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня» (это любимая поговорка моей бабушки), потому что своевременность несет в себе глубокий смысл.

Я —  учитель, который ставит оценку в дневник и в журнал, но во что бы то ни стало, избегает навешивания ярлыков. Казалось бы, один ученик – гуманитарий, другой – математик, но пройдет 10-15 лет, и первый найдет себя в медицине, а второй – в педагогике. Когда и в чем проявится талант не предугадать, поэтому так важно объяснять детям, что способности – природные особенности личности, они есть у каждого и рано или поздно обязательно проявятся.

Как часто учителям приходится «заставлять» ученика осваивать новый материал? Можно сказать, что каждый урок мы только этим и занимаемся, но ведь всем известно, что навязанные знания поверхностны и недолговечны. Активное восприятие свежей информации возможно лишь при живом интересе! А уж последующее изучение материала и подавно. Человека нельзя научить, он учится сам. Плутарх писал: «ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь, а зажечь факел может лишь тот, кто сам горит». Стимулировать самообучение – вот настоящая задача учителя, заразить ученика любовью к предмету, к исследованию, поиску истины, умению постигать глубину.

Я считаю, что без интереса к предмету методически правильно построенный урок с изложением материала на самом высоком научном уровне не даст желаемого результата. Казалось бы, у учителя информатики этой проблемы не должно быть, так как изначально мотивация к изучению его предмета высока. Но эта мотивация в первую очередь была связана с компьютером, еще несколько лет назад мой кабинет после уроков был переполнен учениками, кабинет информатики был единственным местом, где можно было поработать за компьютером, прогуляться по просторам Интернета.   В  настоящее время для  детей компьютер – не чудо техники, а обыденная вещь. И многие  рассматривают его как источник развлечений, а не учения, а уроки информатики связывают только с изучением и работой на компьютере. Поэтому развитие  у учащихся интереса к  информатике, в первую очередь, как к науке, развитие творческих способностей каждого ученика ставлю целью своей работы.

Для того чтобы  пробудить у ученика желание узнавать новое, вовлечь в раздумья, познавательную деятельность, есть только одно средство: интерес через содержание учебного материала, через необычные формы уроков, через внеклассные мероприятия, через приближение изучаемого материала к жизни ученика.

Для осуществления поставленных целей применяю занимательное изложение учебного материала, использую фрагменты из художественной литературы, истории, примеры, взятые из повседневной жизни, знакомлю детей с достижениями современной науки и техники.

Конечно, путь познания труден и тернист, нужно прилагать усилия, чтобы чего-то добиться, но перед каждым конкретным учеником надо ставить  преодолимые задачи. Ученик должен идти вверх и вперед, каждый раз планка должна быть чуть выше.

Кроме того, нельзя обманывать учеников в оценке их достижений. Дети удивительно тонко чувствуют фальшь. Награда должна быть заслуженной, чтобы ученик сумел насладиться победой, чтобы пробудилось желание идти вперед, несмотря ни на что.

Соглашусь с высказыванием Льва Николаевича Толстого: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель».

Почти 23 года работы в школе научили меня принимать детей такими, какие они есть, быть терпимее к ошибкам других, требовательнее к самой себе, а главное – научили бережно относиться к детям. Порой вместо того, чтобы спросить – Выучил ли ты сегодня урок? – целесообразнее спросить – Как ты себя сегодня чувствуешь?

Стараюсь, чтобы дети верили в то, что «лучше знания, нежели отборное золото, потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею» (притчи Соломона). Мои ученики твердо усвоили, что у человека можно отнять все, что угодно, любовь и дружбу, деньги и славу, но никогда и никто не сможет отнять того, что усвоено со школьной скамьи, что мы сами вольны приумножать свое богатство, а также делиться им.

Миссия современного учителя, как ее понимаю я, заключается в том, чтобы не просто научить ребенка чему-то, а научить его любить учиться, показать удобный путь получения знаний и грамотного их применения. «Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета…» (К. Ушинский).

Профессию учителя по праву называют профессией всех профессий.  Важно, чтобы каждый учитель осознавал, что посеешь, то и пожнешь. Давайте сеять добро и пожинать добро:

***

Если б не было учителя,
То и не было б, наверное,
Ни поэта, ни мыслителя,
Ни Шекспира, ни Коперника.
И поныне бы, наверное,
Если б не было учителя,
Неоткрытые Америки
Оставались неоткрытыми.
И не быть бы нам Икарами,
Никогда б не взмыли в небо мы,
Если б в нас его стараньями
Крылья выращены не были.
Без его бы сердца доброго
Не был мир так удивителен.
Потому нам очень дорого
Имя нашего учителя!

Вероника Тушнова

 

Обсуждение закрыто.