«ПОЗНАЙ СЕБЯ, И ТЫ ПОЗНАЕШЬ МИР»

КЛАССНЫЙ ЧАС: «ПОЗНАЙ СЕБЯ, И ТЫ ПОЗНАЕШЬ МИР»

«Много есть чудес на свете,

Человек их всех чудесней».

(Софокл)

Цели: Формирование опыта творческого общения, развитие у учащихся умения понимать и ценить личность каждого человека.

Результат: Самопознание, самореализация, развитие творческих возможностей.

Ход классного часа:

Классный руководитель: Древние говорили: самый загадочный сфинкс на земле — сам человек. Современная наука не оспаривает этого утверждения. Генетики считают, что каждый человек в потенции — гений, что думаем мы пока лишь в десятую часть силы своего мозга и не используем всех своих возможностей. Да, современные ученые согласны с древними: человек — многозначная тайна!

Познание себя — очень важно! Знать себя, реально оценивать свои возможности и способности, отдавать себе отчет в своих недостатках необходимо каждому человеку.

ИЗРЕЧЕНИЯ О ЦЕЛЯХ ЖИЗНИ:

(Демонстрируются на слайдах или записаны на доске)

  1. «Жалок тот, кто живет без идеала» (Тургенев).
  2. «Кто не идет вперед, тот идет назад: стоячего положения нет» (Белинский).

З. «Скажи, о чем ты мечтаешь, и я скажу, кто ты» (Немирович — Данченко).

  1. «Все человеческое умение — не что иное, как смесь терпения и времени» (Бальзак).
  2. «Не бывает великих дел без великих препятствий» (Вольтер).
  3. «Человек, делающий других счастливыми, не может быть сам несчастным» (Гельвеций).

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ-ИГРА:

«ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ»

Учащимся предлагаются следующие характеристики различных темпераментов.

  1. Холерик:
неусидчив, суетлив
невыдержан, вспыльчив
нетерпелив
резок и прямолинеен в отношениях с людьми
инициативен
Упрям
работает рывками
склонен к риску
незлопамятен
Обладает быстрой, страстной речью, выразительной мимикой
неуравновешен, склонен к горячности
порой бывает агрессивным
Нетерпим к чужим недостаткам
Способен быстро действовать, немедленно принимать решения
Обладает резкими, порывистыми движениями
непоследователен в достижении поставленной цели
склонен к резким сменам настроения.
  1. Сангвиник:
весел и жизнерадостен
энергичен и деловит
часто не доводит начатое дело до конца
склонен переоценивать себя
способен быстро схватывать новое
неустойчив в интересах и склонностях
легко переживает неудачи и неприятности
легко приспосабливается к новым обстоятельствам
с увлечением берется за новое дело
быстро остывает, если дело перестает интересовать
быстро включается в работу и переключается с одного дела на другое
тяготится однообразием, будничной кропотливой работой
общителен и отзывчив, не чувствует скованности с незнакомыми людьми
всегда бодр
вынослив и работоспособен
обладает громкой, быстрой, отчетливой речью
сохраняет самообладание в неожиданной сложной обстановке
быстро засыпает и пробуждается
порой несобран, проявляет поспешность в решениях
иногда склонен отвлекаться от дела.
  1. Флегматик:
спокоен и хладнокровен
последователен и обстоятелен в делах
осторожен и рассудителен
умеет ждать
молчалив и не любит болтать
обладает спокойной, без жестикуляции речью
сдержан и терпелив
доводит начатое дело до конца
не растрачивает силы попусту
строго придерживается выработанного распорядка в жизни, системы в работе
легко сдерживает порывы
маловосприимчив к одобрению и порицанию
незлобив, проявляет снисходительность к колкостям в свой адрес
постоянен в своих отношениях и интересах
медленно включается в работу, с трудом переходит от одного дела к другому
ровен в отношениях с людьми
любит аккуратность и порядок во всем
с трудом приспосабливается к новым обстоятельствам
обладает выдержкой.
  1. Меланхолик:
стеснителен и застенчив
теряется в новой обстановке
затрудняется устанавливать контакты с незнакомыми людьми
не верит в свои силы
легко переносит одиночество
чувствует подавленность и растерянность при неудачах
склонен уходить в себя
быстро утомляется
обладает тихой речью иногда доходящей до шепота
невольно приспосабливается  к характеру собеседника
впечатлителен до слезливости
чрезвычайно восприимчив к одобрению и порицанию
предъявляет высокие требования к себе и окружающим
склонен к подозрительности и мнительности
болезненно чувствителен и легко раним
чрезвычайно обидчив
скрытен и необщителен, не делится ни с кем своими мыслями
малоактивен и робок
безропотно покорен
стремится вызвать сочувствие у окружающих.

 

Каждый участник отмечает знаком «+» те качества, которые есть у него в характере. Если в характеристике определенного типа темперамента он поставит 16-20 «+», значит, у него ярко выражен этот темперамент, если 11-15, то данный темперамент присущ играющему в значительной степени, если до 10 «+», то черты данного типа темперамента выражены в малой степени.

 

Игра «Расскажи мне о себе»

Суть данной игры состоит в следующем. Каждый участник получает пакет с карточками, на  каждой  указано положительное или отрицательное качество.

1. открытый, общительный
2. необщительный
3. критически настроенный
4. сообразительный
5. эмоционально устойчивый, спокойный
6. эмоционально неустойчивый
7. самоуверенный, склонный к лидерству
8. мягкий, послушный, уступчивый
9. беспечный
10. веселый, жизнерадостный
11. молчаливый, серьезный
12. совестливый
13. практичный
14. смелый, дерзкий
15. застенчивый, несмелый
16. впечатлительный, с художественным мышлением
17. реалистичный, полагающийся на себя
18. склонный к подозрительности
19. доверчивый
20. с развитым воображением, мечтательный
21. прямой, откровенный
22. неуверенный в себе, обидчивый
23. спокойный, уверенный в себе
24. самостоятельный, предпочитающий собственные решения
25. консервативный, уважающий традиции
26. умеющий подчиняться правилам, контролирующий себя
27. неорганизованный
28. способный сочувствовать, сопереживать чужому горю.

Участники игры рассаживаются вокруг стола. Сначала каждый из них, изучив содержание пакета, выбирает и кладет возле себя те карточки, заполненньие красными чернилами, на которых указаны качества, присущие ему самому. Иными словами, осуществляется самооценка. Затем каждый участник выбирает карточки из числа заполненных синими чернилами, на которых указаны качества, характеризующие партнеров по игре. Карточки с качествами, характеризующими того или иного участника игры, кладутся против него надписью вниз. Так обеспечивается анонимность оценок. После того как все карточки разложены, каждый получает возможность узнать, как оценивают его другие.

Кульминационный момент игры — соотнесение собственных представлений о себе с тем, что думают о нем другие. Если обнаруживаются значительные расхождения самооценки с оценкой других, игровой момент снимает или, по крайней мере, сглаживает остроту переживаний. Анонимность оценок снижает психологическую напряженность ожидания и одновременно повышает их объективность.

Подобные игры помогают школьникам составить правильное представление о себе.

 

МЕТОДИКА «ПОЗНАЙ СЕБЯ»

Рядом с номером вопроса поставьте выбранный вами вариант («а», «б» или «в»).  Не раздумывайте долго и не меняйте ответы.

  1. Я бы вполне мог жить один, вдали от людей:

а) да б) иногда В) нет

  1. Иногда я неважно себя чувствую без особой на то причины:

а) да б) не знаю в) нет

  1. Читая о каком-либо происшествии я интересуюсь всеми подробностями:

а) всегда б) иногда в) редко

  1. Когда друзья подшучивают надо мной, я обычно смеюсь вместе с ними и нисколько не обижаюсь:

а) верно б) не знаю в) не верно

  1. То, что в некоторой степени отвлекает мое внимание

а) раздражает меня б) нечто среднее в) не беспокоит меня

  1. Мне нравится друг:

а) интересы которого имеют деловой и практический характер

б) не знаю

в) который отличается глубоко продуманными взглядами на жизнь

  1. На предприятии мне было бы интереснее:

а) работать с машинами и механизмами и участвовать в основном производстве

б) трудно сказать

в) беседовать людьми, занимаясь общественной работой.

  1. У меня всегда не хватает энергии, когда это необходимо

а) да б) трудно сказать в) нет

  1. Я скорее раскрыл бы свои сокровенные мысли:

а) моим хорошим друзьям б) не знаю в) в своем дневник

  1. Я могу спокойно слушать, когда другие люди высказывают идеи, противоположные тем, в которые я твердо верю

а) верно б) затрудняюсь ответить в) неверно

  1. Я настолько осторожен и практичен, что со мной случается меньше неожиданностей, чем с другими людьми:

а) да б) трудно сказать в) нет

  1. я думаю, что я говорю неправду реже, чем большинство других людей

а) верно б) затрудняюсь ответить в) неверно

  1. Я предпочел бы работать:

а) в учреждении, где мне пришлось бы руководить людьми и быть среди них

б) затрудняюсь ответить

в) архитектором

  1. То, что я делаю у меня не получается:

а) редко б) нечто среднее в) часто

  1. даже если мне говорят, что мои идеи неосуществимы, это меня не останавливает:

а) верно б) не знаю в) не верно

  1. Я стараюсь смеяться над шутками не так громко, как это делает большинство людей

а) верно б) не знаю в) не верно

  1. Усилия, затраченные на составление планов:

а) никогда не лишние б) трудно сказать в) не стоят этого

  1. Мне больше нравится работать с людьми изысканными, утонченными, чем с откровенными и прямолинейными:

а) да б) не знаю в) нет

  1. Мне приятно сделать человеку одолжение, согласившись назначить встречу с ним на время, удобное для него, даже если это немного не удобно для меня

а) да б) иногда в) нет

  1. Когда я ложусь спать, я:

а) засыпаю быстро б) нечто среднее в) засыпаю с тру-

  1. Я предпочитаю:

а) вопросы, касающиеся меня решать сам

б) затрудняюсь ответить

в) советоваться с моими друзьями

  1. Работая в магазине я хотел бы:

а) оформлять витрины б) не знаю в) быть кассиром

  1. Аккуратные, требовательные люди не уживаются со мной:

а) верно б) иногда в) неверно

  1. Если люди обо мне плохо думают, то я не стараюсь их переубедить, а продолжаю поступать по-своему:

а) да б) трудно сказать в) нет

  1. Бывает, что все утро я не хочу ни с кем разговаривать

а) часто б) иногда в) иногда

  1. Мне бывает скучно:

а) часто б) иногда в) редко

  1. Я думаю, что даже самые драматические события через год уже не оставят в моей душе никаких следов:

а) да б) трудно сказать в) наверное

  1. Я думаю, что было бы интереснее быть:

а) ботаником и работать с растениями

б) не знаю

в) страховым агентом

  1. Когда вопрос, который надо решить, очень труден и требует от меня много усилий, я стараюсь:

а) заняться другим вопросом

б) затрудняюсь ответить

в) еще раз пытаться решить этот вопрос

  1. Ночью мне снятся фантастические или нелепые сны

а) да б) иногда в) нет.

Обработка ответов: Ответ «б» всегда оценивается в одно очко. С 1 по 7 и с 23 по 30 вопросы вариант «а» приносит 0 баллов за каждый ответ,  вариант «в» — 2 балла за ответ.  С 8 по 22 вопрос баллы начисляются за «а» — 2,  «в» — 0.

Замкнутость — общительность. Если сумма баллов при ответе на 1, 7, 9, 13, 19, 25 вопросы не превысит 8, то в скорее всего, не очень нуждаетесь в обществе других и по натуре неконтактны. Вполне возможно, что вы скептически относитесь к знакомым и довольно строго судите других. А это, известно, ограничивает круг близких людей, с которыми легко быть откровенным. Если же сумма баллов выше 8, т вы общительны и добродушны, открыты и сердечны. Вам свойственны естественность, непринужденность в поведении, внимательность и мягкосердечие по отношению к людям. Выбирая специальность на это следует обратить внимание — вам можно рекомендовать профессии типа человек — человек, требующие постоянного общения с людьми, коллективных действий.

Другая черта — эмоциональная устойчивость или неустойчивость. Об этом свидетельствует сумма баллов, полученная при ответах на вопросы 2, 5, 8, 14, 20, 26 вопросы. Если он меньше 7, вы скорее всего подвержены чувствам и склонны к быстрой смене настроения. Высокие оценки свойственны людям выдержанным, спокойным, чей взгляд на вещи более реалистичен.

Если сумма баллов на вопросы 3, 6, 15, 18, 21 меньше 7, вы человек практичный и добросовестный, легко следуете общепринятым нормам, правилам поведения. Хотя, быть может, вам свойственна некоторая ограниченность, заземленность, излишняя внимательность к мелочам. При высоких оценках — у вас богатое воображение, как следствие, высокий творческий потенциал. Старайтесь, все же не витать в облаках. Это часто приводит к житейским неудачам.

Расчетливы вы ила нет? Подсчитайте сумму ответов на 4, 10, 16, 22 и 28 вопросы. Если она превышает 5, вам свойственна расчетливость и вы достаточно проницательны, умеете разумно и без сантиментов оценивать события и окружающих людей. При низких оценках — вполне возможно, вам свойственны прямолинейность, естественность, непосредственность в поведении.

Самоконтроль. При сумме ответов меньше 6 на 11, 12, 17, 23, 29, 30 вопросы у вас не всегда хорошо обстоят дела  с дисциплиной. Обычно таким людям как вы присуща внутренняя конфликтность. При оценках свыше 6 баллов вы, наверное, целеустремленный человек, хорошо контролируете свои эмоции и поведение, для вас не представляет особого труда придерживаться общепринятых правил.

 

1 2 3 4 11
7 5 6 10 12
9 8 15 16 17
13 14 18 22 23
19 20 21 28 29
25 26 30

 

ТЕСТ: “ЗНАЮ ЛИ Я СЕБЯ?”.

Выбери ответ, который соответствует твоему мнению.

  1. Если ты выбираешь какое-либо дело, то можешь ли объяснить себе, почему выбор именно таков?

Да — 2         Трудно сказать -1        Нет — 0

  1. Понимаешь ли причины плохого или хорошего отношения товарищей к себе?

Да — 2         Трудно сказать – 1      Нет — 0

  1. Были ли у тебя на прошлой неделе поступки, причины которых затрудняешься объяснить?

Были — 0     Не помню — 1      Не были — 2

  1. Если бы время вернуть назад, то вчерашний день:

Прожил бы точно так же — 1                   Многое сделал лучше – 2

Не считаю нужным об этом думать — 0.

  1. Можешь ли точно предсказать, как поступишь в сложной ситуации?

Да -2                    Нет — 0        Трудно сказать — 1

  1. Хорошо ли знаешь, что изменилось в тебе, если сравнить поведение сегодня и год назад?

Знаю — 2     Не знаю — 0         Не задумывался -1

  1. Задумываешься ли ты о том, какие изменения могут произойти в тебе завтра?

Задумываюсь -2           Не задумываюсь — 0

Над этим мне предстоит подумать- 1

  1. Трудно ли выбрать то дело, которое соответствует твоему характеру?

Трудно — 0                    Не трудно — 2      Не знаю — 0

  1. Знаешь ли ты, какая примерно профессия соответствует твоим качествам личности?

Знаю — 2     Не знаю — 0         Не задумывался — 1

  1. Знаешь ли ты, как произвести хорошее впечатление на окружающих?

Знаю -2      Не знаю — 0         Не уверен — 1

  1. Смог бы ты назвать героя книги или фильма, на которого похож?

Смог — 2     Не смог бы — 0    Не задумывался- 1

16 и более баллов: ты себя знаешь достаточно хорошо.

10 — 16 баллов: тебе следует более глубоко изучить свои качества.

Менее 10 баллов: изучение себя надо начинать немедленно, так как всякое промедление приведет к нежелательным результатам.

 

Обсуждение закрыто.