Классный час: «Ум да здоровье дороже всего»
Цель: актуализировать тему здоровья, здорового образа жизни, ответственного поведения, формировать у учащихся убеждения о пользе здорового образа жизни и о здоровье как самой главной ценности.
Задачи: актуализировать и развить знания учащихся о здоровье и здоровом образе жизни; формировать навыки самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации; воспитывать активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью.
Ход мероприятия
Классный руководитель: Здравствуйте! При встрече люди обычно говорят это хорошее слово, желая друг другу здоровья. Вот и я обращаюсь к вам – здравствуйте. Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу, и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Глубоко вдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть осеннего утра, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения.
В век технического прогресса и завоевания космоса, в эпоху рыночных отношений, как вы думаете, что для нас дороже всего? (ответы учащихся)
Конечно же, здоровье! Здоровье человека – это главная ценность в жизни. Его не купишь ни за какие деньги. Если нет здоровья, нет и счастья, нет настроения, но не все об этом помнят. Пока ты здоров, кажется, что так будет всегда…
Сегодня на уроке мы с вами поговорим о здоровом образе жизни. Девиз нашего урока, прочитаем его вместе:
***
Я умею думать, я умею рассуждать,
Что полезно для здоровья, то и буду выбирать!
Чистота – залог здоровья!
Соблюдай чистоту! Чистота не главное!
-Каков ваш выбор?—Подумайте, какое нам нужно принять решение?
-Что нужно нам для нашего здоровья?
Содержать в чистоте нужно своё тело, одежду, жилище. Здоровый образ жизни начинается с чистоты! Но чистоты телесной и чистоты в одежде мало для здоровья. Надо ещё беречь чистоту в душе, не марать её злыми мыслями и делами.
Здоровое питание:
Я выбираю питание, богатое сладостями. Я выбираю здоровое питание.
— Итак, посмотрим, какое нам нужно принять следующее решение?
-Почему мы выбрали здоровое питание?
— Какое питание можно считать здоровым?
-Чем опасно переедание? Почему даже самые полезные продукты могут стать вредными, если их есть в больших количествах? Переедать очень вредно, желудок и кишечник не успевают все переварить.
-А что значит «разнообразие»?
Ни один продукт не дает всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья. Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать. Другие делают организм более сильным и выносливым. А третьи — содержат много витаминов и минеральных веществ, которые помогают организму, расти и развиваться. Ягоды, фрукты и овощи – основные источники витаминов. А витамины очень необходимы нашему организму.
Золотые правила питания.
- Главное — не переедайте.
- Ешьте в одно и то же время простую, свежеприготовленную пищу, которая легко усваивается и соответствует потребностям организма.
- Тщательно пережевывайте пищу, не спешите глотать.
- Перед приемом пищи сделайте 5 — 6 дыхательных упражнений животом, мысленно поблагодарив всех, кто принял участие в создании продуктов, из которых приготовлена пища.
Движение – это жизнь.
Выбор решения в пользу здоровья.
— Какое нам нужно принять решение?
Без лекарств – не жизнь! Движение – это жизнь!
— Выбираем, что нужно для нашего здоровья.
Почему выбираем «Движение – это жизнь»? Обоснуйте свой выбор.
— Почему нужно больше двигаться? (Малоподвижный образ жизни вредит здоровью)
— Что значит много двигаться? (делать зарядку, играть в подвижные игры, заниматься физкультурой, закаляться.)
В современном мире люди стали все меньше и меньше двигаться во время работы. Как следствие – организм не получает достаточную нагрузку, становится менее подвижным и покрывается жиром. Быстро приходит усталость. За ней следует постоянная раздражительность, и могут даже развиваться различные заболевания. Вот почему всем необходимо заниматься спортом.
Отдых и труд — рядом живут
— Какое из высказываний выбираем для здоровья?
Отдых и труд рядом идут! Труд кормит, лень портит!
Во все времена люди умели чередовать труд и отдых, чтобы не надорваться. Праздники тоже помогают чередовать труд и отдых. — Почему вы сделали такой выбор?
Чередовать труд и отдых нам помогает режим дня. Режим это распорядок дел, действий, которые совершаются человеком в течение дня. Надо запомнить, что чередование труда и отдыха необходимо. Это улучшает работоспособность, приучает к аккуратности, дисциплинирует человека, укрепляет здоровье.
-Расскажите о своем режиме дня.
Соблюдайте режим дня. Несложно запомнить эти правила:
Чтобы хорошо учиться, заниматься многими важными и интересными делами, отдыхать и расти здоровыми – соблюдай режим дня!
Вредным привычкам – НЕТ!
Переходим к выбору в пользу здоровья.
— Что выберем из предложенных высказываний?
Вредным привычкам – НЕТ! Человеку можно ВСЕ!
Многие школьники курят не потому, что им нравится курить, а потому, что хотят показаться взрослее. Не у каждого хватает сил проявить характер и отказаться от сигареты в курящей компании. А ведь вредно даже находиться рядом с курящими людьми, так как приходится вдыхать ядовитый дым. В дальнейшем курильщика ждут болезни органов дыхания: астма, туберкулез, рак.- Какие привычки называют вредными? (курение, употребление спиртного и наркотиков)
— Почему они вредные?
— По какой причине же тогда многие заводят эти привычки?(простое любопытство, следовать моде, пример сверстников, родителей)
— Нужно уметь правильно отвечать на предложение покурить. Если вам предложат, как бы вы ответили?
Начинайте так: Я бы мог попробовать, но …(придумайте!)
Например: -Но я сегодня не хочу, я уже пробовал, мне не понравилось.
-Просто можно уйти. Иногда, это самый лучший выбор.
-Не менее вреден и алкоголь. От него тоже страдают все внутренние органы, а особенно мозг. Отравление мозга приводит к тому, что человек просто-напросто глупеет, у него ухудшается память, он труднее усваивает новое.
Пословица: Вино сперва веселит, а потом беду творит.
-Как вы понимаете эту пословицу?
— Что может заменить эти вредные привычки? (Занятия любимым интересным делом)
— Какое интересное дело вы могли бы предложить? (Чтение книг, занятия танцами, рукоделием, посещение спортивной секции, рыбалка, игра в шахматы и т.д.)
Хорошее настроение – жизни продолжение.
Выбор решения в пользу здоровья.
Своя рубашка ближе к телу. Хорошее настроение – жизни продолжение.
— От чего это зависит? ( От того, какие чувства, эмоции мы переживаем.)Из словаря С.И.Ожегова: «НАСТРОЕНИЕ – это наше внутреннее, душевное состояние. Настроение может быть хорошим и плохим».
-Поясните свой выбор?
Эмоции выражают наши чувства, помогают нам справляться с различными трудностями, а значит, помогают нашему здоровью. Положительные эмоции полезны и необходимы для нашего здоровья!
— Какие причины могут влиять на настроение?
— Можно ли исправить настроение? (хорошими мыслями, уверенностью в себе, улыбка – залог хорошего настроения)
Игра «Кто больше?».
— Назовите виды эмоций. ( Радость, восторг, восхищение, грусть, печаль, страх, удивление, потрясение, горе, испуг, ярость… )
Научитесь управлять своими чувствами и эмоциями. Старайтесь в трудные минуты сохранить хорошее настроение, уверенность в себе, боритесь с унынием, избегайте мрачных мыслей. И тогда хмурый день покажется светлей.
-Что необходимо делать, чтобы прожить здоровым и счастливым много лет?
— Закончите предложение: Здоровый образ жизни – это…
Вывод: Соблюдение правил здорового образа жизни укрепляет здоровье, воспитывает волю и характер человека.
-Что нового и интересного вы узнали сегодня? Чему учились?
Учитель: Здоровье – бесценное достояние человека.
При встречах и расставаниях с близкими людьми мы желаем им доброго здоровья, так как это- основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Каждый с юных лет должен заботиться о своем здоровье, о том, как не навредить своему организму.
Мудрый человек предотвращает болезни, а не лечит их. (Древнее китайское изречение).
-Покажите, с каким настроением вы закончили урок!
Желаю вам крепкого здоровья, отличных оценок, счастья, бодрости и хорошего настроения. Будьте здоровы!