«Люди существуют друг для друга»

Классный час «Люди существуют друг для друга»

 «Прийти вместе – это начало,

 остаться вместе – это развитие,

работать вместе – это успех»

 Г.Форд

«Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы,

плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного:

научиться жить на земле, как люди»

Б. Шоу

Цели:

  1. Улучшение психологического климата в классе.
  2. Создание условий для формирования терпимости к различиям между людьми (индивидуальным, различиям по полу, возрасту, социальному положению, национальности, расе, мировоззрению).
  3. Повышение уровня коммуникативной культуры учащихся.
  4. Преодоление и предупреждение социально-эмоциональных проблем у учащихся.

Задачи:

  1. Способствовать выработке активного неприятия любых форм дискриминации.
  2. Развить навыки социального поведения.
  3. Выработать принципы толерантного поведения. .

Художественное оформление кабинета:

2) На стенде — дерево толерантности.

«Толерантность» — способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

4) На экране компьютера – слайды, которыми сопровождается классный час.

Учитель: слайд 1

— Здравствуйте, ребята! Наш классный час я хотела бы начать с эпиграф и прочитать два высказывания:

  1. «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы,

плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного:

научиться жить на земле, как люди»     Бернард  Шоу

  1. «Прийти вместе – это начало,

остаться вместе – это развитие,

работать вместе – это успех»    Генри  Форд

— Как вы думаете, о чем эти высказывания? Каким должен быть человек, по вашему мнению?

— Вы правы. Действительно, речь идет о толерантности, о том, каким должен быть человек, чтобы быть успешным.

слайд 2.

Наш классный час называется «Толерантная личность».

слайд 3

Сейчас прочитаем старинную китайскую притчу под названием «Ладная семья», которая поможет нам с вами сформулировать цель нашей сегодняшней встречи. Мне прочитать самой или кто-то из вас прочитает вслух?

***

«Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая — мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго — видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прошение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.     Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

— И все?

— Да, — ответил старик, — это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил:

— И мира тоже».

— Ребята, давайте обсудим эту притчу. Что написал на листе глава семьи? Три слова: любовь, прощение, терпение.

— Согласны ли вы с тем, что написал глава семьи?

— Как вы думаете, достаточно ли только любви, прощения и терпения, чтобы в семье было согласие и мир? Что для вас, вашей семьи означают эти три слова?

— Все, о чем мы говорили здесь, правильно. У всего этого есть определение – толерантность. Вы часто слышите это слово, вы обладаете им, или какими-либо качествами.

— Может, кто-то из вас знает происхождение самого слова и понятия «толерантность»?

слайд 4

— Это понятие «ТОЛЕРАНТНОСТЬ»  имеет свою историю.

Во Франции жил Талейран Перигор. Он отличился тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Он был талантливым во многих областях, но более всего — в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. От его имени образовано слово «толерантность».

слайд 5

— Сейчас познакомимся со стихотворением «Молитва о встрече». Я хотела, чтобы его прочитали два человека, желательно мальчик и девочка. Сначала один прочитает первые четыре строки, затем второй – все остальные. Можете выйти вперед к доске и там прочитать.

***

Я пришел в этот мир

Не для того, чтобы оправдывать твои надежды,

Не для того, чтобы отвечать твоим интересам,

Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

И ты пришел в этот мир

Не для того, чтобы оправдывать мои надежды,

Не для того, чтобы отвечать моим интересам,

Не для того, чтобы соответствовать моим надеждам.

Потому что я — это я, а ты — это ты.

Но если мы встретились и поняли друг — друга-это прекрасно!

А если нет — ну что ж, ничего не поделаешь.

 

— О чем это стихотворение?

— О том, что все мы разные, но все мы люди, что-то объединяет нас, в чем-то мы отличаемся, давайте подумаем, в чем мы похожи, а что делает нас непохожими на других, какой может быть толерантная личность. Для этого проведем несколько упражнений.

слайд 6

Упражнение №1. «Сходства и различия».

— Перед вами слово «ЛЮДИ», под ним еще два слова  «СХОДСТВА» и «РАЗЛИЧИЯ». Назовите и запишите, какие сходства и различия есть между людьми.

— Итак, сделаем вывод. Люди схожи и различаются по национальностям, религиям, возрасту (молодые и пожилые), физическому состоянию (здоровые и страдающие недугом). Но все мы живем в одном обществе, поэтому необходимо познать себя, чтобы понимать других. В этом нам поможет упражнение «Волшебная рука».

слайд 7

Упражнение № 2.  «Волшебная рука».

— Обводите на листе бумаги свою ладонь. Напишите на пальчиках свои хорошие качества, а на ладошке – то, что хотелось бы изменить в себе. Эти рисунки вы можете взять себе домой, повесить на стену или положить на видное место, чтобы постоянно видеть. Тогда вы ежедневно будете формировать свою личность, менять ее в лучшую сторону.

— Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества. Предлагаю следующее упражнение «Бумажный самолетик»

слайд 8

Упражнение № 3. «Бумажный самолетик»

— Пары участников берут друг друга за руку и свободными руками должны сделать бумажный самолетик. Как вы его будете его делать, договаривайтесь сами, распределите, кто что будет делать и вместе выполните  задание.

— В заключение классного часа предлагаю вырастить наше собственное дерево толерантности.

слайд 9

Упражнение № 4. «Дерево толерантности».

— Перед вами на плакате ствол дерева. У вас на партах лежат зеленые листочки, цветы. Пусть наше дерево зазеленеет, и на нем распустятся листочки. Напишите на них свои пожелания, советы, что нужно сделать, чтобы ваш класс, школа, город, страна стали пространством толерантности, чтобы люди жили в мире и согласии, чтобы не повторились страшные годы Великой Отечественной войны, которая унесла жизни 27 миллионов граждан нашей страны.

— Приклейте их на дерево, которое станет вашим подарком своему классу.

Возможные варианты:

  • Помогать друг другу, быть дружнее, защищать слабых.
  • Не ссориться, стараться понять друг друга
  • Не обращать внимания на национальность, вероисповедание, внешность, привычки
  • Больше общаться, узнавать друг друга
  • Уважать друг друга, стараться самому стать лучше

Обсуждение закрыто.